Дежурная часть:  +7 495 582-42-90

Подробная консультация:  ✆ +7 903 292-11-75 (круглосуточно)

 

Приветствую всех, кто интересуется развитием охранного бизнеса. Как и любой другой бизнес, наше направление имеет множество факторов, от которых зависит успешная работа. Все знают, что компании, занимающиеся инкассацией, сопровождением грузов, охраной объектов, подчиняются жесткому регламенту, но при этом имеется множество нюансов, которые необходимо знать и учитывать.  За годы работы, я накопил большой опыт и хочу поделиться им с Вами. Публикации в моей колонке эксперта будут выходить еженедельно. А если Вы захотите что-то обсудить или спросить, я с удовольствием отвечу Вам. Пишите korolev@globez.ru
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность",
доктор экономических наук, профессор
Королёв Михаил Иванович

 

Как охраняется груз – вооруженная охрана груза при его транспортировке

Начинаем публикацию нового раздела по тематике «вооруженное сопровождение груза при его транспортировке. Оговорюсь сразу, мы будем рассматривать только случаи, когда в событиях принимала участие страховая компания. По этой же причине, мы крайне сузили разбор происшествий с грузом, их было гораздо больше, но автор был допущен только к информации, полученной от страховой компании.

Методика расследования хищения на транспорте.

При рассмотрении вопросов анализа и методологии расследования хищений, возникающих при транспортировке грузов, целесообразно установить ограничения тому их количеству и разнообразию, которое может иметь место. То есть предлагается рассмотреть основные и наиболее часто встречающиеся виды хищений, имеющих непосредственное отношение к зафиксированным за последние несколько лет страховым событиям, в разбирательство которых был вовлечен автор, а именно:

  • Кражи во время осуществления транспортировки, кражи при выгрузке.
  • Мошенничество в момент передачи груза по месту назначения.
  • Ограбления в период транспортировки груза или во время передачи его по месту назначения.

Реже встречаются ситуации, когда кражи осуществляются после погрузки перед (в самом начале транспортировки, до завершения оформления груза, кражи или недовложения во время погрузки, кражи во время) и после ДТП (неоформленные изъятия некоторыми сотрудниками государственных органов части груза и т.д.).

Все перечисленные выше виды хищений груза или его части могут быть следствием кражи, мошенничества или ограбления.

При рассмотрении ниже указанных происшествий, автор отмечает, то что перевозчиком был нарушен главный принцип безопасности при перевозке ценных грузов, это вооруженное сопровождение груза при его транспортировке, охраны не было во всех рассматриваемых случаях. Да, груз страховался, но страховая компания не оценила степень рисков, за что и поплатилась.

Наиболее вероятными прямыми участниками преступления, в общем случае, могут быть следующие стороны:

  •          сам перевозчик, например водитель для случаев краж части груза или мошенничества при недоставке груза истинному получателю;
  •          участники разгрузки в конечном пункте доставки груза, обычно для случаев краж части груза во время его приема от перевозчика;
  •          неустановленные лица, что характерно для краж во время перевозки, мошенничества и ограблений в момент передачи груза по месту назначения.

Опять же, если владелец груза, выбирая транспортную компанию для транспортировки груза не поинтересовался, а есть ли у перевозчика договор на вооруженную охрану (сопровождение) груза при его транспортировке с охранной организацией, то косвенно он, владелец, может попасть в круг подозреваемых при незаконном завладении его грузом.

Круг косвенных участников подобных преступлений может быть достаточно широким   и может   включать в себя практически все вовлеченные в данную перевозку стороны, которые имеют отношение к грузу, и стороны, могущие использовать информацию о грузе в корыстных и преступных целях.

Частных причин данных видов преступления может быть очень много, поэтому данный вопрос здесь подробно не обсуждается. Однако, с точки зрения установления базисной отправной точки при рассмотрении вопроса о признании какого-либо события страховым случаем и сопоставления реальных фактов события с условиями страхового полиса, объективной стороной хищений для отмеченных выше участников преступления является факт неправомерного и безвозмездного завладения самим грузом или его частью, что определяется как объект посягательства.

Круг участников преступления расширяется, когда объектом посягательства являются: груз и денежные средства, которые утаиваются от уплаты в казну государства, либо присваиваются незаконным образом, что характерно для случаев уклонения от уплаты соответствующих налогов; компенсации финансовых потерь одного из участников поставки от допущенных им ошибок при ведении дел, несанкционированного вывоза капитала за границу; желание получить необоснованное возмещение за утрату груза от страховой компании; просто контрабанда, включая ввоз наркотических и иных запрещенных к ввозу веществ.

Для отмеченных выше видов хищений участники преступления могут определяться с точки зрения проявления их интереса в совершении данного вида преступления.

Ниже рассмотрены основные характеристики указанных выше видов хищений, их особенности, что позволяет сформулировать методологическую часть их раскрытия применительно для страховых событий.

Кражи перевозимых грузов

Кража - это тайное хищение чужого имущества.

Согласно определению УК РФ, кражей является одна из форм хищения, основным из признаков которой является корыстная цель, т. е. виновный осознает, что в результате его действий определенное чужое имущество пере­ ходит в его обладание, и желает этого. Он осознает также противоправный и безвозмездный характер завладения имуществом. От других способов хищения кражу отличает тайный способ изъятия чужой собственности, т. е. без ведома и согласия собственника имущества, как правило, не­ заметно для посторонних, даже в присутствии владельца.

С другой стороны, кража - это такое изъятие имущества у потерпевшего, который может не воспринимать происходящего. Кража возможна и в присутствии посторонних лиц, если преступник пользуется тем, что присутствующие не осознают неправомерность его действий. Например, когда по обстоятельствам дела для окружающих не ясна принадлежность имущества, либо преступник обманными уловками создает у посторонних впечатление, что имущество принадлежит ему, либо он уполномочен распорядиться этим имуществом.

В данном разделе констатирую тот факт, что ЧОО привлекают для вооруженной охраны груза при его транспортировке. А все ниже указанные случаи, это манипуляции с грузом до момента его перемещения.

Другой признак кражи - ненасильственный ее характер по отношению к потерпевшему.

Таким образом, кражу как один из видов хищения отличают корыстная цель завладения чужим имуществом, тайный способ его изъятия и ненасильственный характер самого преступления. Автор отмечает тот факт, что во многих, ниже указанных, случаях, вооруженная охрана груза смогла бы на 50% снять вариант возникновения этих фактов.

Практика проведения автогрузовых экспертиз, связанных с кражами грузов при их транспортировке, показывает следующие разновидности данного вида хищения:

  •          кража отдельных товаров, извлеченных из упаковки;
  •          кража части или всего груза во время транспортировки и передачи груза получателю;
  •          уменьшение остатков при общей краже;
  •          инсценировка кражи, подмена или фальсификации товара в пути (увеличение веса за счет увлажнении и т.д.);
  •          составление подложного акта о порче либо хищении товара в пути;
  •          использование возможных ошибок в транспортных документах;
  •          необоснованное применение норм естественной убыли при   транспортировке   (искажение   данных о расстояниях, времени перевозки, виде транспорта и груза и проч.).

Характерные примеры перечисленных выше видов краж, безотносительно от обсуждения действий участников.