Риски при перевозке без вооруженной охраны груза
Тема безопасности грузоперевозок стала одной из самых упоминаемых в криминальных новостях. Машины грабят на стоянках, бензоколонках, в местах поломки, на обочине и даже по ходу движения. Экономический кризис каждый день наполняет армию дорожных разбойников. На трассу выходят уже не только профессиональные банды, но и одиночки, лишившиеся в последнее время работы. Как от них защититься, какие методы и технические средства для этого существуют?
Мотивация дорожных преступников очень высока - достаточно захватить одну фуру с ходовым товаром, чтобы заработать миллионы. В то же время уровень обеспечения безопасности перевозок явно не соответствует рискам. Отправители экономят на охране груза, уповая на смелость и честность водителей. Те берут в рейс охотничьи ружья и защищают себя по старинке, но при столкновении с организованной группой все равно не могут ничего поделать и, в лучшем случае, остаются живыми. Грузовладельцы и компании-перевозчики несут колоссальные убытки. Ведь нередко исчезает и груз, и автомобиль. Основная проблема заключается в том, что грузовладельцы и перевозчики не имеют грамотной и комплексной стратегии сопровождения грузов для организации безопасных грузоперевозок и, как правило, ограничиваются полумерами, либо прибегают к аутсорсингу, который таит свои опасности.
Страхуют груз на пять миллионов, но на несколько фур выделяют одного охранника и то вооруженного газовым пистолетом. Или ставят в машину дорогое навигационное оборудование, но когда она исчезает с монитора, осознают, что стратегия действий на случай сбоя сотовой связи отсутствует. Результат - хищения грузов, пропажа транспортных средств, огромные убытки, судебные тяжбы. Поговорка «скупой платит дважды» лучше всего подходит к этой ситуации.
Еще в докризисный период в Москве ежедневно совершалось в среднем десять хищений грузов мошенническим путем. До сих пор злоумышленники чувствуют себя достаточно вольготно: лишь 10% транспортных компаний (ТК) проводят грамотную проверку водителей и экспедиторов. Положение усугубляется тем, что нет спецподразделения по борьбе с преступлениями в сфере автоперевозок. «Грузоперевозки автотранспортом - самый легкий способ наживы для преступников и мошенников, если нет вооруженной охраны груза.
На дорогах воруют всё - от полипропиленовой крошки до лифтов, сделанных в Швеции под заказ. Предпочтение, конечно, отдается грузу, который легко быстро реализовать,- цветным металлам, алкогольной продукции, бытовой технике.
Чтобы лучше понять схемы, к которым прибегают злоумышленники, необходимо знать структуру транспортного бизнеса в России, слабости которой и используют преступники.
Как выбрать транспортную компанию
- Провести мониторинг рынка и установить примерный уровень цен перевозки грузов в данном регионе. Слишком низкая цена должна насторожить
- Наличие собственной службы безопасности у ТК - это плюс
- Наличие собственного транспорта на балансе данной ТК, которое может установить СБ вашей компании, это также хороший знак.
- Желательно наличие у ТК службы круглосуточного мониторинга транспортных средств.
- Важный показатель - отсутствие задолженности у ТК. Это избавляет от опасности захвата груза водителем с целью получения положенной ему платы за перевозку.
- Наличие «живого» сайта у ТК.
- Положительные отзывы о данной ТК на форумах.
- Наведение справки о владельце и руководстве транспортной компании.
- Обратите внимание на то, что пакет документов на перевозку должен быть оформлен полностью. Транспортная компания должна требовать заключения договора, оформления заявки на перевозку и ТТН.
- Зайдите на сайт арбитражного суда и посмотрите, не подавали ли на данную компанию в суд.
ТК, заключая прямые договоры с грузовладельцами, также нанимают транспорт со стороны. Они могут сотрудничать с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Юридические лица - это в основном маленькие компании, имеющие около десятка своих транспортных средств. Предприниматели же нередко пользуются машинами, взятыми в лизинг. Физические лица, как правило, владеют одной-двумя машинами.
Помимо этих собственников транспорта ТК параллельно пользуются услугами посредников. Это экспедиционные компании, впрочем, зачастую они не имеют не только своего транспорта, но даже и офиса. Бывают еще домашние диспетчеры. Обычно это женщина, которая когда-то работала в этом бизнесе. У нее есть опыт подбора транспортных средств, она знает специфику и имеет свой портфель перевозчиков. В свою очередь, она также может привлекать к сотрудничеству компании и частников. Так треугольник, где должны были быть три действующих лица - грузовладелец, ТК и непосредственно водитель, который повезет имущество,- обрастает целой цепочкой посредников. И водитель может работать у любого из них.