Хищения на транспорте: знать и предотвратить (часть вторая)
В первой статье уже было рассказано об основных видах краж при перевозке грузов. Давайте рассмотрим как и на каких этапах это может происходить. Первый этап – это сбор груза, его упаковка и погрузка. На этом этапе чаще всего встречается недовложение товара...
Хищения на транспорте: знать и предотвратить (часть вторая)
В первой статье уже было рассказано об основных видах краж при перевозке грузов. Давайте рассмотрим как и на каких этапах это может происходить. Первый этап – это сбор груза, его упаковка и погрузка. На этом этапе чаще всего встречается недовложение товара.
Смысл данных видов краж заключается в сокрытии самого факта кражи.
В случае, когда погрузка перевозимого товара в транспортное средство происходит непосредственно от изготовителя, трудно предположить, что сотрудники ведущих фирм могут быть участниками краж. Система контроля и учета в крупных фирмах практически исключает подобную возможность.
Другое дело, если речь идет о небольшой компании, занятой только финишной сборкой и упаковкой продукции, либо о промежуточном складе, где происходит накопление продукции и первичное формирование заказа.
В этом случае предприятие, имеющее небольшие обороты, неспособное содержать постоянный штат складских рабочих-грузчиков и, следовательно, заинтересованное в сокращении своих расходов, может привлекать на погрузочные работы почасовых служащих с минимальной оплатой труда. Соответствующий сотрудник предприятия обращается, как правило, к известному ему «брокеру», который и подбирает состав бригады в зависимости от заказа. Среди привлеченных рабочих могут быть люди, которые ставят своей задачей кражу нескольких единиц товара, как правило, небольших габаритов, с сокрытием явных следов кражи.
Методы, которые могут быть при этом использованы, очень разнообразны и зависят от условий организации работ. Эффект от подобных краж может быть показан на примере хищения жестких магнитных дисков-носителей памяти для персональных компьютеров или микропроцессоров, стоимость 0,5 кг которых может достигать нескольких тысяч долларов.
Несмотря на то, что водитель, являясь обычно и экспедитором, обязательно проверит количество единиц полученного товара и не найдет расхождений с документами, при выгрузке получатель установит недостачу.
На крупных складах (обычно в портах) с большим оборотом разнообразной продукции, где имеется постоянный штат грузчиков-эмигрантов, часто возникают неформальные взаимоотношения, результатом которых могут быть организованные хищения с элементами сокрытия его признаков у формируемого для отправки груза. Такие кражи характерны для электронной техники и небольших количеств пищевых продуктов, а также для товаров, которые могут быть использованы самим преступником либо быть легко им реализованы.
Подмена коробок либо частичное изъятие содержимого возможны в момент между ночной и утренней сменами.
Например, известна практика подготовки грузов электроники в ночное время, тогда как погрузка осуществляется в дневное время другой сменой. На некоторых складах Финляндии водители не допускаются к пересчету мест при погрузке, так как трейлер непосредственно устанавливается в промежуточной зоне склада, где находятся разнообразные грузы местного потребления и где присутствие посторонних запрещено. С другой стороны, прием тех же грузов на такие же склады происходит только в дневное время.
Для генеральных грузов, как во время разгрузки пришедшего на консолйдационный склад товара, так и при погрузке отправителю, отсутствуют представители таможни и независимые эксперты, а выявляемые недостачи или повреждения отмечаются только внутренними службами склада в актах.
После накопления подобных актов, как правило раз в месяц, информация о недостачах отправляется в таможню и подписывается либо с опозданием, либо задним числом.
Все вышесказанное можно отнести и к иным, чем электроника, грузам, например кондитерским изделиям.
Особенность перевозок таких видов грузов — практика таможенной очистки в небольших городах, удаленных от Москвы на 150-200 км, возможная последующая перегрузка на другой транспорт и доставка в Москву, что часто сопровождалось случаями выявленных недовложений.
Что касается пищевых продуктов, например продуктов глубокой заморозки, было замечено, что обычной практикой для грузов, доставленных по морю, является загрузка коробок непосредственно на пол рефрижератора без использования пакетирования груза. Пустые коробки или коробки с частичным изъятием, но по внешнему виду неповрежденные, обнаруживались чаще в центральной части либо в средних рядах укладки в рефрижераторе.
Характер данного вида хищения указывает на желание его сокрытия от проведения любой инспекции в пути.
Сложно предположить, что некто, заинтересованный в краже части груза, но не в ее сокрытии, получив доступ к грузу, например в пути, будет заниматься распаковкой, выемкой и последующей упаковкой и укладкой коробок, проделывая все это внутри трейлера при температуре минус 20 градусов. Поэтому для подобных грузов вышеприведенные обстоятельства косвенно указывают, что наиболее вероятным местом данного вида хищения является место загрузки или перегрузки товара. Обычно объем недовложений 50-300 кг для 22 т общего груза.
Вышеизложенное не относится к случаям выявления полупустых или пустых коробок, иногда обнаруженных в хвостовой части рефрижераторов. Чаще это обычная кража, которая имеет место после вскрытия транспорта таможенным инспектором.
Недовложения выявляются во время выгрузки либо при 100%-ной проверке грузовых мест, либо самими грузчиками, которые по весу стандартного грузового места определяют его отличие, путем сравнения данных сопроводительных документов и результатов подсчета груза либо результатов его взвешивания.
Иногда недостача выражается в отсутствии десятков грузовых мест, против данных транспортных документов, при доставке груза под сохранным таможенным обеспечением или под сохранной пломбой отправителя. Недостача выявляется либо сразу по пустотам в транспортном средстве, либо в хвостовой части, либо в середине трейлера, контейнера, по необычно неплотной закладке грузовых мест.
Недостача в данном случае определяется либо расчетом и сравнением объемов грузовых мест и объема вместимости транспортного средства, либо по документам. Причин подобных хищений может быть две: сохранность пломб, это офисная ошибка при составлении транспортных документов, либо кража во время погрузки.
Михаил Королев, Председатель Объединения «Глобал-Безопасность»
Сопровождение грузов
Судьба любого бизнеса, не важно, будь-то крупный промышленный объект или небольшая фирма по торговле компьютерами и др., очень часто зависит от безукоризненного выполнения своих обязательств перед деловыми партнерами. В самую первую очередь это касается своевременной и безопасной доставки грузов.
Мы понимаем, насколько важно для вас обеспечить защиту своего имущества на протяжении всего пути следования, а потому предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по сопровождению грузов.