Профессиональное обучение - это обучение профессии
В октябре 2018 года в журнале «МИР БЕЗОПАСНОСТИ» вышла статья о Центре Профессиональной Подготовки Объединения «Глобал-Безопасность», в которой раскрываются темы значимости профессионального образования и повышения квалификации охранников в наше время.
Кадры решают всё. Очень важно при заказе не только личной охраны, но и услуги инкассации, сопровождения грузов быть уверенным, что работу выполняют квалифицированные, прошедшие отличную подготовку охранники. В статье описывается путь становления и развития подготовки охранников, поднимаются важные правовые вопросы, связанные с лицензированием центров обучения и повышения квалификации частных охранников.
Обо всём этом рассуждал Председатель Правления Объединения «Глобал-Безопасность» Королёв Михаил Иванович, основатель Центра Профессиональной Подготовки.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ!
ВЫПУСКНИКИ «ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» ДОСТОЙНО КОНКУРИРУЮТ НА КАДРОВОМ РЫНКЕ.
История создания образовательных учреждений, занимающихся подготовкой частных охранников, неразрывно связана с началом охранной деятельности.
«ЗАГНАТЬ» В ПРАВОВОЕ ПОЛЕ Первые частные охранные структуры в Советском Союзе появились в период перестройки, после подписания закона № 8998XI «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года. Охранная деятельность не была отражена или регламентирована в тексте закона, однако на практике проявлялась в оказании «охранными кооперативами» защиты личной безопасности клиента и его интересов в частном порядке, в соответствии с договорами. Поначалу охранные структуры регистрировались под видом сыскных агентств, спортивных клубов или юридических консультаций, в перечне услуг которых, в том числе, предусматривались и охранные услуги. Спрос на такие услуги начал резко возрастать. Нельзя не отметить и тот факт, что многие такие агентства использовались, как средство силового воздействия, отъёма бизнеса, «крышевания» и т.д. А с распадом СССР и «приватизацией», деятельность отрядов лжеохранников начала приобретать угрожающие масштабы. Необходимы были меры, которые бы позволили взять под контроль все охранные организации и упорядочить их деятельность, то есть «загнать» в правовое поле. И 11 марта 1992 года вышел Закон РФ № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а контроль за частной детективной и охранной деятельностью был возложен на Управление лицензионно-разрешительной работы МВД России, отвечающее, в частности, и за оборот оружия. В настоящее время, после формирования Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ), контроль за работой охранных организаций осуществляет Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. С момента возникновения и законодательно определённого в 1992 году такого вида деятельности, как «охранная деятельность», возникла необходимость подготовки специалистов в этой отрасли. Первые школы по подготовке охранников появились уже в 1992 году. Как правило, это были образовательные учреждения, в которых обучаемые получали первые азы своей новой профессии охранника. Ни для кого не секрет, что в 1990-х львиная доля охранников была из бывших силовиков, и главная задача преподавателей была – остановить их от превышения своих полномочий. Через 16 лет был принят Федеральный закон от 29 декабря 2008 года № 272-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», данный закон вступил в силу с 1 января 2010 года.
С 2010 года возник новый стандарт в обучении охранников, введены новые программы по обучению частных охранников 4-го, 5-го и 6-го разряда, повышения их квалификации через пять лет. Возникла необходимость и в обучении, повышении квалификации руководителей частных охранных организаций (ЧОО) при их назначении на должность, и через пять лет соответственно. С 2006 года на базах частных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (ЧОУ ДПО) органами внутренних дел стали проводиться первичные, плановые, повторные периодические проверки частных охранников и сотрудников юридических лиц с особыми уставными задачами. А с 2010 года граждане РФ, желающие получить квалификацию частного охранника 4-го, 5-го или 6-го разряда, обязаны сдать квалификационный экзамен. Но даже при огромных стараниях законодателей, в профессиональном обучении охранников есть серьёзные проблемы. Эти проблемы возникли не на пустом месте, такой вывод был сделан на основе анализа практики охранной деятельности. Достаточно отметить, что в 2016 году частными охранниками не было отражено каждое второе разбойное нападение на охраняемый объект. В 2017-м и текущем году ситуация практически не изменилась. Плюс к этому участились случаи превышения своих полномочий, безграмотного, халатного отношения к служебному оружию, что приводит к его утрате или, в лучшем случае, к его порче. Очевидно, что профессиональное обучение – это обучение, целью которого является подготовка к профессиональной деятельности, другими словами, обучение профессии.
Обучение – это процесс, в результате которого учащийся приобретает новые знания, умения и навыки, развивает способности, овладевает новыми способами и видами деятельности. Цель обучения – это совокупность знаний, умений, навыков, способностей, которые должен получить охранник после прохождения обучения. Исходя из своего многолетнего опыта подготовки частных охранников, хотел бы остановиться на наиболее актуальных проблемах их профессионального обучения.
«ТРИ КИТА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Образовательный процесс держится на «трёх китах»: – будущие охранники, то есть те, кого надо учить; – педагогический состав, то есть те, кто учит; – учебно-материальная база, то есть, на чём и где учат. При отсутствии одного из этих «китов», учебный процесс развалится, он просто невозможен. Что же получается в жизни?
Чтобы спланировать организацию процесса обучения, недостаточно только ответить на вопрос: «Чему будем учить?». Необходимо ещё ответить на вопрос: «Как будем учить?». Вопрос совершенно не праздный, поскольку очевидно, что одни и те же знания, умения и навыки охранники могут получать разными способами.
Существует множество форм обучения. Программа подготовки охранников предусматривает лекции, практические занятия и стажировки на предприятии. Учитывая, что Закон «О частной детективной и охранной деятельности» (ст. 15.3) запрещает обучение в заочной форме и в форме экстерна, то обучение охранников может осуществляться только в очной форме. Вопрос «Как учить?», связанный с формой обучения, эквивалентен вопросу «Каким образом должен быть организован процесс обучения?». При ответе на этот вопрос важно указать некоторый набор вспомогательных средств (наглядные пособия, книги, учебники, обучающие видеофильмы, сборники задач, обучающие компьютерные программы и т.п.), которые учащиеся будут использовать для лучшего усвоения знаний. Но давайте не будем забывать, что цель нашего обучения – обучить профессии. Как итог, обучаемый должен приобрести умения и навыки, то есть в учебном процессе должны обязательно присутствовать практические занятия.
В учебных заведениях в обязательном порядке должна быть необходимая для отработки навыков учебная база (тренажёры, технические средства, используемые в охранной деятельности, стрелковые объекты, на которых будущие охранники 5-го и 6-го разряда будут осваивать виды служебного оружия и получать стрелковую практику). Сегодня во многих учебных заведениях Российской Федерации всё это присутствует, и обучаемые с большим удовольствием обучаются своей профессии. Но вместе с тем наша отрасль, как и многие другие, так же подвержена коррупции и очковтирательству. Имеется практика, когда учебное заведение существует только на бумаге, но при этом ежегодно выпускает огромное количество охранников! Я сторонник того, чтобы лицензия на частную образовательную деятельность дополнительного профессионального образования выдавалась только при наличии учебно-материальной базы со стрелковым комплексом, спортивными, лекционными залами и классами. Без какой-либо аренды с переездом в тиры и спортивные залы. Всё это порождает уничтожение учебного процесса, а как итог – существенное ухудшение обучения. И в целом мы так загубим отрасль. Конечно, на качество подготовки существенно влияет и низкий общеобразовательный уровень кандидатов в охранники. Нет выбора – налицо кадровый голод. Причины – низкая зарплата, тяжёлые условия труда, невысокий имидж профессии. Но от учебного заведения во многом зависит, кто придёт в охранную отрасль – профессиональный охранник, который будет гордиться приобретёнными навыками, или временщик, который купил свидетельство об окончании учебного заведения. Он уж точно не будет гордиться своей профессией…
БАЗА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального обучения «Центр профессиональной подготовки» основано 3 августа 1998 года. Каждый год выпускниками «Центра профессиональной подготовки» по различным программам становятся более 8000 человек. Обладая богатейшим опытом в деле подготовки, переподготовки и повышения квалификации частных охранников всех категорий, а также их руководителей, «Центр профессиональной подготовки» не только ведёт образовательную деятельность, но и оказывает активное содействие сотрудникам Росгвардии.
С начала 2006 года наши специалисты участвуют в обеспечении периодических проверок, проводимых на основании приказов комиссией Росгвардии и выявляющих профпригодность лиц и организаций, работающих в сфере частной охраны и обладающих возможностью использования в своей деятельности огнестрельного оружия и специальных средств. При этом за один день сотрудникам Центра удаётся в полном объёме обеспечить проверку 150-200 сотрудников – по всем современным требованиям и с использованием новейших методик. На сегодняшний день подобная пропускная способность является беспрецедентной. Обучение в нашем центре ведётся с использованием передовых информационных технологий, что позволяет преподавателям и учащимся совместно моделировать нестандартные и реалистичные тренировочные сценарии. Современнейшее техническое оснащение оказывается очень полезно как в учебных классах, так и в ещё большей степени в тире. Благодаря использованию аппаратуры, осуществление контроля за успехами учеников становится эффективнее.
«Центр профессиональной подготовки» – это, прежде всего, штат высококлассных профессионалов: тренеров и методистов, не только знающих все тонкости современного охранного дела, но и умеющих правильно построить учебный процесс, чтобы учащиеся могли легко воспринимать необходимый материал и поэтапно отрабатывать навыки. Нашим специалистам удаётся сформировать у будущих охранников надёжную базу знаний и умений за действительно небольшой срок: в сравнении со многими другими подобными заведениями, мы успеваем охватить гораздо больше материала и подготовить по-настоящему компетентного работника охраны. Учебный процесс завершается итоговой аттестацией, а также сдачей нормативов по умению обращаться со специальными средствами и оружием. Четырёх балльная система оценок позволяет наиболее преуспевшим во время учёбы охранникам получить конкурентное преимущество при трудоустройстве. Ведь работодатель сможет уже на раннем этапе получить подтверждение их добросовестного отношения к делу и обратить внимание на их сильные стороны. После обучения будущие частные охранники сдают квалификационный экзамен. Данная методика подготовки частных охранников позволяет тем, кто её прошёл достойно, конкурировать на профессиональном кадровом рынке.
Источник: журнал «МИР БЕЗОПАСНОСТИ»